ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ ПРИНЯТЫ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОД РЕБЕНКА:
Люби своего ребенка!
Радуйся его присутствию, принимай его таким, какой он есть, не оскорбляй и не унижай его, не подрывай его уверенности в себе, не подвергай его несправедливому наказанию и не отказывай ему в твоем доверии - дай ему повод любить тебя! Для ребенка главным признанием того, что его любят, является "особое время вместе с мамой и папой", интерес родителей к его деятельности, их поощрения, улыбки и слова о том, что они его любят и тактильный (прикосновения, объятия) и зрительны й контакт (глаза-глаза) со взрослым.
Будь добрым примером для ребенка!
Привей ему уважение к культуре своего народа, традиционным ценностям. Ребенку необходим такой домашний очаг, где дружба, где любят и уважают стариков, где поддерживают тесные и искренние связи со всеми родственниками и друзьями, где готовы мириться с недостатками другого человека и помогать в их исправлении.
Играй со своим ребенком!
Уделяй своему ребенку необходимое время, разговаривай с ним так, как ему нравится, принимай его игры всерьез, войди через них в картину его мира и взгляни на себя и других его глазами. Используй принцип сотворчество взрослого и ребенка, применяя приемы прогнозирования и обсуждения возможных последствий поведения ребенка Действия в игровом образе помогут ребенку быстрее определиться и обрести себя в сложном мире человеческих взаимоотношений.
Трудись со своим ребенком!
Разреши своему ребенку принимать участие в твоей работе (в доме, в саду). Помоги ему усвоить алгоритм трудового действия. Используй принцип оценки того, что сделано твоим ребенком, а не того, что ребенок не смог сделать. Создавай ситуацию возможного выбора цели: "Как ты хочешь и почему? Ты можешь...". Когда ребенок подрастет, приучай его участвовать во всех работах по хозяйству дома и в группе детского сада. Научи его нести ответственность за невыполнение своих обязанностей.
Позволь ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно!
Ребенок признает только такой опыт,который он пережил лично. Твоя собственная опытность нередко оказывается лишенной ценности для твоего ребенка. Дай ему возможномть накопить собственный опыт, даже, если это связано с известным риском. Используй метод эмоционального предвосхищения последствий ситуации, его проигрывания в игре. Чрезмерно оберегаемый ребенок, "застрахованный" от любой опасности, нередко "выпадает" из жизни своих серстников и становится объектом их насмешек или жалости.
Покажи ребенку возможности и пределы человеческой свободы!
Родители должны раскрыть перед ребенком замечательные возможности развития и утверждения человеческой личности. Создавай ситуации борьбы мотивов: "Как ты хочешь поступить? А почему ты так хочешь? А как можно поступить по-другому? А как лучше? А как бы поступил другой мальчик? А как бы поступила я? А почему бы я так поступила? Вместе с тем ему нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные нормы поведения в семье, в колективе и в обществе. Поэтому родители обязаны следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим.
Жди от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии с возрастом и собственным опытом!
Ребенку требуется длительное время пока он научится ориентироваться в этом сложном мире. Помогай ему, как можешь, и требуй от него ответственного мнения или самостоятельного вывода только в том случае, когда он способен на это в соответствии с накопленным опытом и ступенью своего развития. Используй метод логических последствий, помогая ребенку соотнести причину и следствие своих поступков и жизненных обстоятельств.
Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!