Как должна
развиваться речь малыша.
«Тяйник» вместо «чайника» или «гавалю»
вместо «говорю» — забавно слышать подобный лепет из уст очаровательного карапуза.
Мы, конечно, улыбаемся, поправляем, а
они повторяют то же самое и еще ждут похвалы. И хвалить стоит, и поправлять
стоит, и ни в коем случае не ругать, иначе малыш может вообще не захотеть
разговаривать.
Редко кто из маленьких детей сразу начинает выговаривать все звуки
и все слова. Скорее, это будет редким исключением, ведь освоить все премудрости
родного языка ребенку предстоит постепенно. И очень часто возникает вопрос «Как
должна развиваться речь малыша?».
Речью ребенок овладевает постепенно, он просто подражает взрослым
в произношении звуков и слов. Поэтому важно, чтобы с рождения малыш слышал
правильную и грамотную речь. Но это не единственное условие, необходимо
развивать артикуляцию у малыша при помощи различных упражнений. Чем раньше
родители начнут обращать внимание на правильность звукопроизношения у ребенка,
тем быстрее оно сформируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на
самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка,
т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Обращаться к специалисту нужно не раньше, чем в 3,5 года. Это
будет профилактический осмотр, исправлением же мы займёмся позже (4-5 лет) — и
в первую очередь, из-за ограниченных возможностей ребенка (непонимание стоящей
задачи, недостаточная настойчивость и внимание.). Итак, лучшее время для
посещения логопеда – 4-5 лет. Но это не значит, что до этого времени нужно
сидеть, сложа руки. С ребенком нужно заниматься.
Так как же должна развиваться речь малыша?
Двухгодовалый малыш еще может:
— неправильно произносить большинство звуков родного
языка;
— смягчать отдельные согласные;
— нечетко произносить слова с пропуском отдельных звуков;
— не уметь точно сохранять слоговую структуру слова.
На третьем году жизни ребенка подвижность артикуляционного аппарата
значительно возрастает, но его
произношение все еще далеко от нормы. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков.
Трехлетка может:
— заменять недостающие звуки другими, более легкими
для произношения, например, Р и Л или ЛЬ, Ш и Ж, СЬ - ЗЬ или ТЬ и ДЬ;
— затрудняться в произношении многосложных слов и слов со стечением
нескольких согласных;
— при этом ближе к 3 годам у ребенка появляются и произносятся правильно
свистящие — С, 3, у некоторых — Ц.
В период с 3 до 4 лет наблюдается заметное улучшение в произношении,
речь становится более отчетливой:
— свистящие произносятся более чисто и появляется звук Ц;
— некоторые дети начинают произносить Ш, Ж, Ч, Л, Р.
Однако, как правило, большинство малышей все еще заменяют шипящие
твердыми свистящими:
Ш - звуком С (сапка вместо шапка),
Ж - 3 (зывот вместо живот),
Ч - Ц (цасы вместо часы),
Щ - С или СЬ (сетка вместо щётка);
сонорные
звуки Л, Р, РЬ дети заменяют звуком Й или ЛЬ (йакета - лякета - ракета).
К пяти годам у большинства детей заканчивается процесс овладения звуками. Речь в
целом становится чище и отчетливей:
— полностью исчезает смягченное произношение согласных;
— редко наблюдается пропуск звуков и слогов;
— усваиваются шипящие звуки, а также Л, Р, РЬ.
Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение определенных групп
звуков, например, свистящих и шипящих.
В одних
словах звук произносится правильно, в других - неверно.
Дети иногда
испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые насыщенны
свистящими и шипящими одновременно, звуками Л и Р (шерстяной, шестой,
эскалатор).
К шести годам в речевом развитии достигается довольно высокий уровень. Дети правильно
произносят все звуки родного языка.
Учитывая все вышесказанное, не забывайте, что все индивидуально, дети
очень разные — и при любых сомнениях лучше обратиться к специалисту.
Почему же при нормальном физическом и
умственном развитии дети говорят неправильно и не могут самостоятельно говорить
чисто?
А причин несколько. У малыша может быть не развит фонематический (речевой) слух,
и, как следствие, — он плохо различает звуки.
Причиной может быть и недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для
правильного произнесения.
Также у ребенка могут быть дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус,
высокое (готическое) нёбо, укороченная уздечка язычка). В этом случае вам
понадобится консультация не только логопеда, но и стоматолога - ортодонта.
И еще одна причина — отсутствие
правильного образца для подражания, неправильная
речь окружающих, а также «сюсюканье».
Остановимся на основных видах нарушений.
1. Отсутствие звука (вместо рука ваш малыш говорит ока или вместо лук - ук).
2. Замена звука (ребенок заменяет Ц на ТЬ, Ш на С, Р на Л и т. д.).
3. Искажение звука, проявляющееся: а) в межзубном произнесении звуков
(при этом слышится неприятный хлопающий звук); б) в горловом произнесении звука
Р — он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка.
Нарушения звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и
его замена), у детей до 3-4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом
(при нормальном умственном развитии ребенка и полноценном слухе). Но если эти
нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо обратиться за
консультацией к логопеду. Нарушения третьего вида (искажения звуков)
самостоятельно не проходят даже с возрастом. И в конце особый совет для
родителей, чьи дети заговорили в 1-1,5 года. Не спешите с таким крохой
заучивать сложные тексты и стихи и выступать на утренниках. Нервная система у
такого крохи неустойчивая, и от перегрузок малыш может начать заикаться,
необязательно сейчас, может и позже. Очень часто заикание появляется именно у
рано заговоривших детей.
Обязательно обращайтесь к логопеду, если:
— язычок у малыша часто «вылезает» между зубами; когда он говорит;
— звук Л заменяет звуком У или В;
— «смягчает» все согласные звуки;
— «сюсюкает» и не может говорить иначе;
— язык, рот, плечи при произношении слов напрягаются, а звуки словно
«застревают» в зубах.