ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Настоящая редакция образовательной программы дошкольного образования разработана рабочей группой педагогов МБДОУ № 48, утверждена педагогическим советом (протокол № 1 от 01.09.2023 года)
Основная образовательная программа разработана с учетом ФОП дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Основная образовательная программа МБДОУ № 48 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 (8) лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Содержание
Общие положения | 3 |
I. Целевой раздел |
5 |
1.1. Пояснительная записка |
5 |
1.1.1 Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возрастов |
6 |
1.2. Планируемые результаты реализации образовательной программы |
15 |
1.2.1 Планируемые результаты в раннем возрасте |
15 |
1.2.2 Планируемые результаты в дошкольном возрасте |
15 |
1.2.3 Планируемые результаты на этапе завершения освоения образовательной программы | 20 |
1.3. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов | 21 |
II. Содержательный раздел |
24 |
2.1. Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям |
24 |
2.1.1 Социально-коммуникативное развитие | 24 |
2.1.2 Познавательное развитие | 41 |
2.1.3 Речевое развитие | 54 |
2.1.4 Художественно-эстетическое развитие | 69 |
2.1.5 Физическое развитие | 109 |
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации образовательной программы дошкольного образования |
131 |
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик |
142 |
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы |
147 |
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников |
153 |
2.6. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы | 156 |
2.7. Иные характеристики содержания основной образовательной программы дошкольного образования |
164 |
2.7.1 Специфика национальных, социокультурных условий образовательной деятельности (региональный компонент) | 164 |
2.7.2 Преемственность ДОУ и школы | 165 |
Рабочая программа воспитания (приложение) | 168 |
III. Организационный раздел |
168 |
3.1. Описание психолого-педагогические условий реализации образовательной программы | 168 |
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы |
171 |
3.3.Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ | 178 |
3.4. Перечни произведений литературных, художественных, анимационных и кинематографических произведений для реализации образовательной программы |
189 |
3.5.Режим и распорядок дня в дошкольных группах |
207 |
3.6. Календарный план воспитательной работы (приложением) |
217 |
|
|
|
|
Цели и задачи реализации Программы:
Цель Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программы с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.
Приоритетное направление Программы:
Приоритетным направлением деятельности МБДОУ№48 является художественно-эстетическое. Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Исходя из этого, целью формируемой части Программы является создание условий для развития творческого потенциала ребенка, его самореализации.
Это достигается путем решения следующих задач:
- создать определенный запас элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям;
- формировать на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими;
- формировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную, с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния;
- формировать у каждого воспитанника художественно-эстетическую творческую способность.