Почему заговорить бывает трудно?
Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы,
наблюдается задержка
в развитии речи.
Если в 2-2,5 года ребенок не произносит
ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять,
почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки активной речи
у детей 2-2,5 лет.
Задержка речи на стадии называния
Ребенок, научившийся обозначать предмет
словом, может надолго остаться на этом уровне.
Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова,
обозначающие предмет за взрослым. В общении же с людьми его речь заменяется
жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить
невротизирует ребенка, он становится капризным и, зачастую оставаясь непонятым,
выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить
положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную
речь.
Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным
для малыша рассказом.
Во-вторых, нужно организовать сотрудничество с ребенком по типу «давай
вместе».
И, в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе
слушать аудио записи.
Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым
Порою общение ребенка со взрослым
сводится лишь к выражению взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при
этом является лишним, потому что и так все понятно. Для исправления
создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо
организовать предметное взаимодействие с малышом, о котором говорилось выше.
Ориентация
в основном на предметный мир
Родителей радует, когда ребенок с
удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную
активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на
окружающих людей, он погружен в собственный мир. Такое поведение, как правило,
приводит к задержке речевого развития. С таким малышом нужно вернуться к
занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение,
доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый
может спрятаться сам (по типу игру в «ку-ку»), спрятать лицо ребенка,
обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть в «сороку-ворону» и
другие детские игры.
Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий
характер – куклу жалеть, кормить; обезьянку лечить и т.д. количество игрушек и
предметов, окружающих малыша, следует сократить.
Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за
разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед
за ним.
Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать
мяч.
«Детские» слова могут препятствовать
развитию речи
Причины употребления специфических
«детских» слов типа «бу-бу», «лю-ка» кроется в том, что правильное
звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией. Кроме того,
речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь
к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного
произношения.